Дорогие наши читатели и единомышленники! Обращаем ваше внимание, что мнение создателей Форума "Возрождение" может не совпадать с информацией, размещенной читателями с других сайтов.
Мы уверены только в информации сайта "Возрождение". При ознакомлении с любой информацией или мнением человека, прежде всего,
СЛУШАЙТЕ СВОЕ СЕРДЦЕ

Дед Матвей и Даша. Беседа про знания.

Притчи и сказки наших форумчан
Аватара пользователя
Leo108
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 17 янв 2019, 06:51
Откуда: Оттуда

Дед Матвей и Даша. Беседа про знания.

Сообщение Leo108 » 19 янв 2019, 18:57

- Вспомни то время, когда у тебя ни разу не болели зубы, когда ты еще не знала, что такое зубная боль. В то время ты могла бы спросить про неё у других людей, прочитать о ней в книжках, но всё это, согласись, было бы лишь подобием твоей первой собственной зубной боли. И только твой собственный первый больной зуб объяснил тебе, что это такое, – сказал дед внучке в ответ на её вопрос о том, что такое знание.
- Ну да. Это невозможно передать словами. Это надо чувствовать.
- Вот именно. Тебе самой чувствовать. Или, к примеру, ты решила получить водительское удостоверение. Предположим, что ты никогда не водила автомобиль, не сидела за рулём. Ты знаешь, как его водить?
- Ну, в принципе, да.
- В принципе, знаешь, как водить? Или же, в принципе, знаешь теорию вождения?
- Согласна. Второе.
- После изучения в автошколе ПДД и прочих теоретических основ ты садишься за руль с инструктором. Пробуешь вождение на практике. И тут выясняется, что надо не только уметь водить автомобиль, но и попутно следить за дорогой, дорожными знаками и много ещё чего. Тебе, естественно, про это рассказывали на занятиях, но на практике всё оказалось не так-то и просто. Однако с каждым днём ты делаешь это всё уверенней, набираясь опыта. И вот тууууут...
- Можно уже сказать, что я знаю, как водить машину, да?
- И вот тут выпадает первый снег, - улыбаясь сказал Матвей, - и все твои летние привычки вождения надо менять.
- Эх, действительно, - сказала она, немного смутившись своего поспешного решения.
- Добавь сюда аварийные и просто нестандартные ситуации на дороге, которые ты должна прочувствовать именно сама. Поездки на большие расстояния, вождение ночью и много еще чего. И вот после этого уже можно будет сказать, что ты знаешь, как водить автомобиль.
- Я поняла тебя.
- И вот ты знаешь, как водить автомобиль. Именно этот автомобиль, а другой?
- Придётся к нему привыкать. И это будет уже новое знание.
- Или расширение предыдущего?
- Не знаю. Теперь знаю, что не знаю, - и её глаза брызнули озорством. – Слушай! Подумала про знания, которые нам дают в школе, а потом в институте. Что-то они мне уже не кажутся знаниями. Теория?
- Чаще – да. Но не всегда. А лабораторные и практические работы для чего? Для того, чтобы оживить в себе полученную информацию. А потом, после института, применив при работе в реальной жизни, это становится знанием. И пусть со временем, если этим не заниматься, ты можешь забыть какие-то цифры, показатели, характеристики или что-то ещё, но основы знания останутся в тебе, и восстановить это будет очень не сложно. Научившись плавать, сложно разучиться. Это же относится и к велосипеду. Естественно, водрузив себя на два колеса после многих лет отсутствия практики, твои первые секунды за рулём велосипеда будут выглядеть весьма занимательно, но тебе уже не понадобятся недели, чтобы начать ездить ровно, потому как знание живо в тебе, телу остаётся только восстановить давно не используемые навыки. При этом не путай просто навыки со знанием. Кататься на велосипеде можно и медведя научить, но он не будет знать, как работает велосипед, и почему он не падает, хоть и на двух колёсах.
- Так вот почему ты против зубрёжки? Потому что знанием она никогда не станет?
- Да, - сказал он сквозь довольную улыбку, и облокотился на диван. – Знание должно ожить в тебе. Ты должна прочувствовать его, пережить в себе, поскольку только живое может именоваться знанием. Если хочешь по-другому, то знанием является то, что знают трое: рассудок (он же мозг), тело и душа. И это знание только твоё. Другой будет знать по-другому.
- Но это же нереально – всё так учить.
- А всё и не надо. Только самое важное. Только то, что ты считаешь нужным именно знать. Во всём остальном достаточно осознать суть происходящего, осмыслить это. Главное, чтобы это не было мёртвым зазубриванием. Хотя, и от зубрёжки никуда не денешься. В некоторых случаях она тоже нужна.
- Слушай, а жизненный опыт разве нельзя назвать знанием? Да и вообще опыт, как таковой. Это разве не одно и то же? Мы же на практике в жизни усваиваем его результаты.
- А ты подумай. Давай, к примеру, поймаем сейчас муху и будем на ней ставить опыты. Давай?
- Давай, - и она посмотрела на деда как-то озорно, но не уверенно. – А что мы будем с ней делать?
- Опыты.
- Какие?
- Тебе видней. Ты же хочешь опыта набраться, - и старик вытянул вперёд согнутые до этого в коленях ноги, сложив при этом на животе руки в замок.
- Ну я не знаю. Наверное, для того, чтобы поставить опыт, нам нужно определиться, что именно мы хотим сделать, какой эксперимент провести, какой результат хотим получить. А для этого, вероятно, мы должны уже что-то знать про муху.
- Знать в теории, - добавил Матвей. - Опыт, конечно, тоже полезен. Не секрет, что многие из нас в детстве ловили мух или других насекомых, и что-нибудь с ними делали. И это откладывалось в виде жизненного опыта. Также познают окружающий мир и животные. Но знание помимо этого включает в себя еще и понимание сути происходящего. А соединение опыта с пониманием происходящего, пропущенное через собственное ощущение и переживание, есть знание. Только твоё «Я» может знать. «Я» объединяется со знанием, и появляется со-знание.
Даша помолчала некоторое время, глядя в никуда, после чего спросила, - А если я вижу знание по-другому?
- Я только рад. Это твоё знание.
- Да я так просто спросила. В принципе, я согласна, но не так быстро. Надо обдумать.
- Обдумать, ощутить и пережить? – и он искоса посмотрел на неё, приподняв одну бровь, и перебирая большими пальцами на сложенных в замке руках.
- Ну да, - как-то растерянно ответила она.
- Тогда вперед, к знаниям! – крикнул он, резво встал с дивана и, вытянув вперёд правую руки, сдвинув брови и смотря куда-то вдаль, изображая какого-то воина с мечом, смешно вышел из комнаты.
- Вот что за человек, а? Девятый десяток, а всё как ребёнок, - сказала Даша негромко.
- Я всё слышу, - послышалось из коридора, - Будьте как дети! - весело ответил дед, и исчез за дверью.

Lenok83
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 27 окт 2018, 09:28

Re: Дед Матвей и Даша. Беседа про знания.

Сообщение Lenok83 » 13 апр 2019, 09:16

Очень хороший поучительный рассказ. Спасибо. Кстати, было бы классно, если бы кто-то не просто выкладывал текст, типа попробовал озвучить, как аудиокнигу. Было бы замечательно что-то такое взять с собой в дорогу :)


Вернуться в «Притчи и сказки»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя